Опрос

Как Вы узнали о нас?
  Из интернета 
  51.17%  (240)
  Сам нашел 
  36.67%  (172)
  Печатные издания 
  6.61%  (31)
  От друзей 
  3.84%  (18)
  Реклама на щитах 
  1.71%  (8)
Всего проголосовало: 469
 

История художественной ковки в России

1. Введение.
Первый ремесленник в древней Руси – кузнец. Именно с ним связано множество различных легенд и поверий. У покровителя кузнецов и ремесленников, бога огня и кузнечного ремесла в Древней Греции – Гефеста, сына Зевса и Геры, в отличие от других олимпийских богов физический труд был в большом почете. Его часто изображали кузнецом, работающим в своей закопченной мастерской в недрах огнедышащей Этны. Именно он выковал скипетр Зевса, жезл Диониса, доспехи Ахилла и оружие Геракла. В славяно-русской мифологии Гефест отождествляется с языческим богом-кузнецом Сварогом, в христианстве превратившемся в святых Кузьму и Демьяна (Козьмодемьяна). Не удивительно, что, находясь под покровительством русского Гефеста – бога Сварога, кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устаивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.

2. X - середина XIII века
На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это
ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров. 
В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне. Сырьем для получения железа служили болотная и озерная руды, не требовавшие при обработке сложной технологии и широко распространенные в лесостепи. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. Найти железную руду было не труднее, чем залежи гончарной глины. Болотная руда сохраняла свое значение для
металлургической промышленности некоторых районов страны до XVIII века. На ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья - мельничьим приводом. По внешнему виду болотная руда представляет собой плотные тяжелые землистые комья красно-рыжего оттенка. Она иногда залегает в земле слоями толщиной до 30 см, но чаще - на дне болот и озер. Ее разведывали шестом и черпали ковшами с длинной рукоятью. Обычно железную руду добывали в августе. Затем ее сушили и в середине осени обжигали на кострах. Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды. Ее осуществляли зимой при помощи так называемого сыродутного процесса – нагнетания в печь холодного воздуха, необходимого для восстановления железа. Окислы железа в виде железной руды, засыпанной в печь поверх горящего угля, в результате химических реакций теряли кислород и при температуре 700-800 град С превращались в железо, которое в виде густой тестообразной массы (губчатой ноздреватой крицы) стекало в нижнюю часть печи. Температура в 1500-1600 град С, необходимая для превращения железа в жидкое состояние, была недоступна древним металлургам, поэтому процесс выплавки железа в то время назывался «варкой». Недостатком этого способа был низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла оставалась в руде. В районе залегания руд почти каждое селение имело свои плавильни (домницы), в сыродутных горнах которых производилась варка железа - труднейшая из работ. 
Первым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. Специальные горны появились позднее. В целях пожарной безопасности их располагали у края городищ. Ранние печи представляли собой густо обмазанные глиной круглые ямы диаметром в один метр, вырытые в земле. Их народное название - «волчьи ямы». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки
металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков. По окончании «варки» железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Эта операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более поздних домницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные емкости. 
Но, несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили
металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним - набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техника ручной ковки почти не менялась до XIX века, но подлинных древних кузниц истории известно еще меньше, чем домниц, хотя археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделий, а в погребениях кузнецов их инструменты: клещи, молот, наковальню, литейные принадлежности. Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подручный. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру». 
Простые
кованые изделия изготавливались с помощью зубила. Применялась также технология использования вкладыша и наваривания стального лезвия. К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных. 
Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом. 
Сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Топор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла. Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. Железные котлы делали из нескольких больших пластин, края которых склепывались железными заклепками. Операция кручения железа применялась для создания винтов из четырехгранных стержней. Приведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимых для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и обороны. Древнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столетия определили технический уровень деревенских кузниц. Основная форма серпа и косы с короткой рукояткой были найдены в IX-XI веках. Древнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. Пила в деревенском зодчестве не употреблялась. Для плотничных работ широко применялись железные гвозди. Их почти всегда находят в каждом погребении с гробом. Гвозди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом. К IX-X веков в Киевской Руси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. В XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. Деревня и город были до того времени еще совершенно разобщены. Обслуживаемая ремесленниками деревня жила небольшим замкнутым мирком. Район сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе. Городские кузнецы были более искусными мастерами, чем деревенские. При раскопках древнерусских городов оказалось, что почти каждый городской дом был жилищем ремесленника. С начала существования Киевского государства они проявляли высокое мастерство ковки из железа и стали самых различных предметов – от тяжелого лемеха и шлема с узорчатым железным кружевом до тонких игл; стрел и клепаных миниатюрными заклепками кольчужных колец; оружие и бытовой инвентарь из курганов IX-X вв. Помимо кузнечного ремесла они владели слесарным и оружейным делом. Все эти ремесла имеют некоторое сходство в способах обработки железа и стали. Поэтому достаточно часто ремесленники, занимавшиеся одним из этих ремесел, сочетали его с другими. В городах техника варки железа была более совершенна, чем в деревне. Городские кузницы, так же как и домницы, обычно располагались на окраине города. Оборудование городских кузниц отличалось от деревенских - большей сложностью. Городская наковальня позволяла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, племя, втулки копий, кольца, а самое главное – она допускала применение ассортимента фигурных подкладок для поковок сложного профиля. Такие подкладки широко применяются в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Некоторые кованые изделия, начиная с IX-X вв., носят следы обработки при помощи таких подкладок. В тех случаях, когда требовалась двусторонняя обработка, очевидно, применялись и подкладка и зубило-штамп одинакового профиля, чтобы поковка получалась симметричной. Подкладки и штампы применялись и при изготовлении боевых топоров. Ассортимент молотков, кузнечных клещей и зубил у городских кузнецов был разнообразнее, чем у их деревенских собратьев: от небольших - до огромных. Начиная с IX-X вв. русские мастера для обработки железа применяли напильники. Древнерусские городские кузницы, слесарные и оружейные мастерские в X-XIII вв. имели: горны, меха, простые наковальни, наковальни с отрогом и вырезом, вставки в наковальню (различного профиля), молотки-кувалды, молотки ручники, молоты-секачи (для перерубания) или зубила, молоты-пробойники (бородки), ручные зубила, ручные пуансоны, клещи простые, клещи с крючьями, клещи малые, тиски (примитивного типа), напильники, точила циркульные. При помощи этого разнообразного инструмента, не отличающегося от оборудования современных кузниц, русские мастера готовили множество различных вещей. В их числе сельскохозяйственные орудия (массивные плужные лемехи и сошники, плужные ножи, косы, серпы, топоры, медорезки); инструменты для ремесленников (ножи, тесла, долота, пила, скобели, ложкари, пуансоны и фигурные молоточки чеканщиков, ножи к рубанкам, кронциркули для орнаментации кости, ножницы и др.); бытовые предметы (гвозди, ножи, окованные ковчежцы, дверные пробои, скобы, кольца, пряжки, иглы, безмены, гирьки, котлы, очажные цепи, замки и ключи, корабельные заклепки, кресала, дужки и обручи ведер и др.); оружие, доспехи и сбруя (мечи, щиты, стрелы, сабли, копья, боевые топоры, шлемы, кольчуги, удила, шпоры, стремена, плети, подковы, арбалеты). В IX-XI вв. в русских городах уже используются замки различных систем и разнообразной формы. В основном они поставлялись из стран Востока. В XI-XII веке в Среднем Приднепровье налаживается массовое изготовление трубчатых медных замков стандартной формы. Конструкция замка совершенствуется добавлением приспособлений, устраняющих возможность отпирания его без ключа. В ближнем зарубежье широко были известны замки, в просторечии называемые «русскими». Первоначальная полная замкнутость ремесленников начинает нарушаться. Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Хотя и бытовавшие на Руси в IX-X веках мечи – в основном франкские клинки, археологи, тем не менее, в своих раскопках обнаруживают наличие ремесленников-оружейников в составе русских горожан IX-X веков. В ряде погребений были обнаружены связки кованых колец для железных кольчуг, часто встречающихся в русских дружинных курганах с IX века. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Изготовление кольчуг было трудоемким делом. Технологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. Археологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. В IX-X веках кольчуга становится обязательной принадлежностью русского доспеха. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Правда, о происхождении русских кольчуг высказываются мнения о получении их или от кочевников или из стран Востока. Те не менее, арабы, отмечая наличие кольчуг у славян, не упоминают о ввозе их извне. А обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. Тоже относится к шлемам. Русские историки считают, что варяжские шлемы слишком резко отличались своей конической формой. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков. Традиция сказалась в общей форме шлема, но в техническом отношении он сильно отличается от шлемов IX-X веков. Весь корпус его выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. От мастера-оружейника требовалось еще больше умения. Образцом ювелирной работы в оружейной технике XII-XIII веков является легкий стальной топорик, как полагают, князя Андрея Боголюбского. Поверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в горячем состоянии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью. Овальные или миндалевидные щиты делались из дерева с железной сердцевиной и железными оковками. Особое место в кузнечном и оружейном деле занимала сталь и закалка стальных изделий. Даже среди деревенских курганных топоров XI-XIII веков встречается наваренное стальное лезвие. Твердость стали, гибкость, легкая свариваемость и способность воспринимать закалку были хорошо известны еще римлянам. Но наварка стали всегда считалась труднейшим делом во всей кузнечной работе, т.к. железо и сталь имеют различную сварочную температуру. Закалка стали, т.е. более или менее быстрое охлаждение раскаленного предмета в воде или иным способом, тоже хорошо известна древним кузнецам Руси. Городское кузнечное дело отличалось разнообразием технических приемов, сложностью оборудования и множеством специальностей, связанных с этим производством. В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым. Список городских ремесленников включает кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, щитников, мастеров по изготовлению шлемов, мастеров по изготовлению стрел, замочников, гвоздочников. В XII веке развитие ремесла продолжается. В металле русские мастера воплотили причудливую смесь христианских и архаичных языческих образов, сочетав все это с местными русскими мотивами и сюжетами. В технике ремесла продолжаются усовершенствования, направленные на увеличение массовости продукции. Посадские мастера подражают изделиям придворных мастеров. В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле. Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости. 

3. Конец XIII – первая половина XV века
С середины XIII века над Русью установилось владычество Золотой орды. События 1237 – 1240 гг. стали едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Русским городам средневековья был нанесен непоправимый ущерб. Веками накапливаемое ремесленное мастерство было почти утрачено. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси, и археологи не обнаружили многих предметов, обычных для предшествующей игу эпохи. Из-за татаро-монгольского ига в XIII- XV вв. наметилось значительное отставание развития городов феодальной Руси от городов Западной Европы, в которых начинает зарождаться класс буржуазии. До нашего времени дошло незначительное число предметов быта XIV – XV вв., но и они дают возможность судить о том, как постепенно возобновлялось развитие ремесел на Руси. С середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства. В это время, в особенности в связи с возросшими военными потребностями, получила большее распространение обработка железа, центрами которого стали Новгород, Москва и другие русские города. Во второй половине XIV в. русскими кузнецами впервые в стране были изготовлены кованые и клепаные пушки. Образец высокого технического и художественного мастерства русских оружейников являет дошедшая до наших дней стальная рогатина тверского князя Бориса Александровича, сделанная в первой половине XV века. Она украшена позолоченным серебром с изображением различных фигур. Есть сведения, что произведения русских оружейников (панцири и другие доспехи) вывозились в Крымское ханство. Золотая орда, повергнутая в 1480 году, еще в течение двух столетий давала о себе знать Российскому государству своими набегами при поддержке Турции, а также Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханства.

4. Вторая половина XV века - XVI век
И тем не менее, в конце XV – первой половине XVI в. было образовано единое Российское государство. Москва стала главнейшим центром ремесленного производства и торговли во всем Русском государстве. В конце XV века великие князья стали устраивать в Москве крупные по тому времени производственные предприятия. Одним из первых была пушечная изба, преобразованная впоследствии в пушечный двор – арсенал русского войска. Здесь сложилась целая школа мастеров, к числу которых принадлежал и знаменитый Андрей Чохов, отливший 2400 пудовую «царь-пушку». В первой четверти XVI века Российское государство, объединив русские земли, представляло собой большую, но относительно компактную территорию с историческим центром в междуречье Оки и Волги, в основном населенном великороссами. В период с конца XV – до середины XVII вв. в российском государстве сложилась система крепостного права, поставившая миллионы крестьян в положение личной зависимости от феодалов. Техническое развитие страны замедлилось. Но, тем не менее, определенные сдвиги в ремесленном производстве все-таки происходили. В XVI появились более сложные домницы для выплавки железа из руды, заменившие сыродутные горны. Объем обработки металла возрос. Появилась масса новых ремесленных специальностей, связанных с обработкой металла. Рядом с кузнецами трудились гвоздочники, ножевники, сабельники, стрельники, бронники, кольчужники, скобочники, лемешники, подковщики, секирники, сковородники, забойники, молотники, угольники, замочники, самопальники, ствольники. В XVI веке технические достижения позволили применять уже механические молоты – «самоковы», приводившиеся в движение водой (водяной привод). Вес падающего бойка увеличился до 400 кГ (т.е. в 10 -15 раз), и сила его удара значительно возросла.  



Компания “Роскада”
Москва
(495) 22-37-064
(495) 22-37-065